Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» составлена на основе:
‒ едерального закона от
декабря
г
« б образовании в
Российской едера ии»,
‒ едерального закона от 4 июля
8г
прав ребенка в Российской едера ии»,
4-
« б основных гарантиях
‒ едерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (далее –
Г С
), утвержденного Приказом
Министерства просвещения Российской едера ии от мая
г
8 ,
‒ едеральной образовательной программы основного общего образования
(далее –
П
), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской едера ии от 8 мая
г
,
‒ Методических рекоменда ий по реализа ии проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориента ии обучающихся 6- классов образовательных
организа ий Российской
едера ии, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования,
‒ Методических рекоменда ий по реализа ии Единой модели
профессиональной ориента ии обучающихся 6- классов образовательных
организа ий Российской
едера ии, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования
В Стратегии развития воспитания в Российской едера ии на период до
5 года одним из направлений является трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
содействия
профессиональному
самоопределению,
приобщения детей к со иально значимой деятельности для осмысленного
выбора профессии»
Настоящая Программа разработана с елью реализа ии комплексной и
систематической профориента ионной работы для обучающихся 6-11
классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта
«Билет в будущее».
Согласно
требованиям
Г С
общего
образования,
реализа ия
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную
деятельность
План внеурочной деятельности наряду с учебным планом
обязательной частью образовательных программ начального
основного общего и среднего общего образования и формируется
интересов обучающихся и возможностей образовательной организа
является
общего,
с учетом
ии
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения
основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной
сновное содержание: популяриза ия культуры труда, связь выбора
профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны;
знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными,
на иональными и этнокультурными особенностями народов Российской
едера ии, профессиональными навыками и качествами; формирование
представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром
профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального
образования в стране; создание условий для развития универсальных
учебных действий (общения, работы в команде и т п ); создание условий для
познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности
адекватно о енивать свои силы и возможности
Содержание Программы учитывает системную модель содействия
самоопределению
обучающихся
общеобразовательных
организа ий,
основанную на сочетании мотива ионно-активизирующего, информа ионнообучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного
подходов
к
формированию
готовности
к
профессиональному
самоопределению
Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность
обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в
профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном
уровнях; организа ию профессиональной ориента ии обучающихся через
систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организа иями
В
елях реализа ии Программы должны создаваться условия,
обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализа ии
обучающихся
Информа ионно-образовательная среда образовательной организа ии
должна обеспечивать, в том числе информа ионное сопровождение
проектирования обучающимися планов продолжения образования и
будущего профессионального самоопределения
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
(далее – ГПС) обучающихся 6–7 классов общеобразовательных организа ий
Задачи:
‒ содействие профессиональному
общеобразовательных организа ий;
самоопределению
обучающихся
‒ формирование рекоменда ий для обучающихся по построению
индивидуального
образовательно-профессионального
маршрута
в
зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о спе ифике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики Р );
‒ формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавига ии, приобретения и
осмысления профориента ионно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,
самоо енки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного
конструирования
индивидуального
образовательно-профессионального
маршрута и ее адапта ия с учетом имеющихся компетен ий и возможностей
среды;
‒ формирование енностного отношения к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных
основного и среднего общего образования и состоит из:
программ
‒ планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
‒ содержания курса внеурочной деятельности,
‒ тематического планирования
Программа разработана с учетом преемственности профориента ионных
задач при переходе обучающихся с 6 по
классы
Программа рассчитана на 4 часа (ежегодно)
Программа состоит из занятий разных видов – профориента ионных
(тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Личностные результаты для ФГОС ООО
В сфере гражданского воспитания:
‒ готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализа ии своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
‒ готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской едера ии, своего края, народов
России;
‒ енностное отношение к достижениям своей Родины – России и
собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ ориента ия на моральные енности и нормы в ситуа иях нравственного
выбора
В сфере эстетического воспитания:
‒ восприимчивость к разным видам искусства, тради иям и творчеству
своего и других народов, понимание эмо ионального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуника ии и
самовыражения;
‒ осознание важности художественной культуры как средства коммуника ии
и самовыражения для представителей многих профессий;
‒ стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
‒ стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмо ионального благополучия:
‒ осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
‒ ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
‒ способность адаптироваться к стрессовым ситуа иям, вызванным
необходимостью
профессионального
самоопределения,
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие ели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
‒ сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека
В сфере трудового воспитания:
‒ осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализа ии в российском обществе;
‒ установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организа ии, города, края) технологической и
со иальной направленности, способность ини иировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
‒ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
‒ осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
‒ готовность адаптироваться в профессиональной среде;
‒ уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
‒ осознанный выбор и построение индивидуального образовательнопрофессионального маршрута и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей
В сфере экологического воспитания:
‒ повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
‒ осознание потен иального ущерба природе, который сопровождает ту или
иную профессиональную деятельность, и необходимости минимиза ии этого
ущерба;
‒ осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и со иальной сред
В сфере понимания енности научного познания:
‒ овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
‒ овладение основными навыками исследовательской деятельности в
про ессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения ели индивидуального и коллективного благополучия
Метапредметные результаты для ФГОС ООО
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
‒ выявлять дефи иты информа ии, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
‒ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
‒ с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
‒ предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
‒ делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
‒ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информа ии или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
‒ выбирать, анализировать, систематизировать и
информа ию различных видов и форм представления;
интерпретировать
‒ находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информа ионных источниках;
‒ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информа ии,
предназначенную для остальных обучающихся по Программе
В сфере овладения
действиями:
универсальными
учебными
коммуникативными
‒ воспринимать и формулировать суждения в соответствии с
условиями общения;
елями и
‒ выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение
со иальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуа ий и смягчать конфликты, вести переговоры;
‒ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
‒ в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, на еленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
‒ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство пози ий;
‒ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
‒ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
‒ выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуа иях;
‒ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
‒ делать выбор и брать ответственность за решение;
‒ владеть способами самоконтроля, самомотива ии и рефлексии;
‒ давать адекватную о енку ситуа ии и предлагать план ее изменения;
‒ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
‒ объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать о енку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуа ии;
‒ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуа ий, установленных ошибок, возникших трудностей;
‒ уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого
Содержание курса по профориентации «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои
достижения» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития
Познавательные ифры и факты о развитии и достижениях страны
Разделение труда как условие его эффективности Разнообразие отраслей
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий,
основные
образовательные
формы,
правила
взаимодействия
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo ru/ , возможности личного
кабинета обучающегося
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
6 кл. Три базовые компонента, которые необходимо учитывать при выборе
профессии:
‒ «Х ЧУ» – ваши интересы;
‒ «М ГУ» – ваши способности;
‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем
7 кл. Профиль обучения, выбор профиля обучения Кто в этом может помочь,
в чем роль самого ученика
Как могут быть связаны школьные предметы, профиль обучения и
дальнейший выбор профессионального пути
ормула «5 П»: Проблема, Постановка задачи, Поиск информа ии и
ресурсов, Продукт (решение), Презента ия
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1
час)
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в
будущее» https://bvbinfo ru/
6 кл. Диагностика «Мои интересы»
7 кл. Диагностика «Мои ориентиры»
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)
накомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей
страны Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и
перспективы развития Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные профессии и содержание профессиональной деятельности
Варианты профессионального образования
Рассматриваются такие
направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, ветоводство,
лесоводство
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: растениеводство и садоводство
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в растениеводстве и садоводстве
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час)
накомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике
нашей страны Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития Крупнейший работодатель
отрасли - корпора ия "Росатом", географическая представленность
корпора ии, перспективная потребность в кадрах сновные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального
образования
6-7 кл. бщая характеристика атомной отрасли Ее значимость в экономике
страны, достижения в атомной отрасли и перспективы развития, основные
профессии, представленные в отраслях
нания, нужные в работе
профессионалов отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать
успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в атомной отрасли
Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии,
созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
профессиональной деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества, ели и енности, а
также компетен ии
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час)
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в
экономике нашей страны Достижения России в рассматриваемых отраслях
аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития собенности
работодателей, перспективная потребность в кадрах сновные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального
образования
Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание
6-7 кл
бщая характеристика отраслей: пищевая промышленность и
общественное питание
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час)
накомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике
нашей страны Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология»,
актуальные задачи и перспективы развития собенности работодателей, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные профессии и содержание профессиональной деятельности
Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отраслей: биотехнологии и экология
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба
спасения, охрана (1 час)
накомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей
страны Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития
собенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты
профессионального образования Рассматриваются такие направления, как
поли ия, противопожарная служба, служба спасения, охрана
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: поли ия, противопожарная служба,
служба спасения, охрана
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- пищевая промышленность и общественное питание;
- биотехнологии и экология
Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час)
накомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные
задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели в отрасли
«Транспорт», их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах сновные профессии и содержание профессиональной
деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отрасли: транспорт
начимость отрасли в экономике страны, основные профессии,
представленные в ней нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы,
привычки,
хобби,
помогающие
стать
успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отрасли
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час)
накомство обучающихся с ролью меди ины и фарма ии в экономике нашей
страны Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
Рассматриваются такие направления, как меди ина и фарма ия
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: меди ина и фарма ия
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях меди ина и фарма ия
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час)
накомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей
страны Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные
задачи и перспективы развития
сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
Рассматриваются такие направления, как предпринимательство
6-7 кл. бщая характеристика отрасли предпринимательство
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отрасли
Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час)
накомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития
Крупнейшие
работодатели,
их
географическая
представленность,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отрасли: энергетика
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отрасли
Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- транспорт и энергетика;
- меди ина и фарма ия;
- предпринимательство
Тема 16. Проектное занятие (1 час)
бучающиеся переходят от знакомства с информа ией и выполнения
упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и
поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориента ией
анятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает
знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями
(значимыми взрослыми)
В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий
список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями
проведения интервью.
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной
деятельности
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1
час)
6 кл.
Личностные особенности и выбор профессии ормирование представлений
о значимости личностных качеств в жизни человека и в его
профессиональном становлении
Повышение мотива ии к самопознанию, пониманию своих преимуществ и
дефи итов в рамках отдельных профессиональных обязанностей Средства
компенса ии личностных особенностей, затрудняющих профессиональное
развитие и становление
Влияние личностных качеств на жизнь человека, проявления темперамента и
его влияние на профессиональное самоопределение
7 кл.
Профессиональные склонности и профильность обучения
Роль
профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности
общего
обучения,
дополнительное
образование
Персонализа ия образования Способы самодиагностики профессиональных
интересов, индивидуальные различия и выбор профессии Повышение
мотива ии к самопознанию, профессиональному самоопределению Анонс
возможности самостоятельного участия в диагностике профессиональных
интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои
качества»
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час)
накомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
нашей страны Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты
профессионального образования Рассматриваются такие направления, как
добыча и переработка
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: добыча и переработка
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях добычи и переработки
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
накомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
нашей страны Достижения России в отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отрасли: легкая промышленность
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в легкой промышленности
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час)
накомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей
страны Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные
задачи и перспективы развития Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты
профессионального образования
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: наука и образование
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в науке и образовании
Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- добыча и переработка, легкая промышленность;
- наука и образование
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение (1 час)
накомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и
машиностроения в экономике нашей страны Достижения России в тяжелой
промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы
развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл
бщая характеристика отраслей: тяжелая промышленность и
машиностроение
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в тяжелой промышленности и машиностроении
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час)
накомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
экономике нашей страны Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития
Крупнейшие
работодатели,
их
географическая
представленность,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл. бщая характеристика отрасли: военно-промышленный комплекс
начимость отрасли в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отрасли
Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- тяжелая промышленность и машиностроение;
- военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час)
накомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуника ий в
экономике нашей страны Достижения России в отраслях программирования
и телекоммуника ий, актуальные задачи и перспективы развития
Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах сновные профессии и содержание профессиональной
деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл.
бщая характеристика отраслей: программирование и
телекоммуника ии
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли
Интересы,
привычки,
хобби,
помогающие
стать
успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие
в
будущем
развиваться
в
программировании
и
телекоммуника иях
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час)
накомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике
нашей страны Достижения России в отраслях строительства и архитектуры,
актуальные задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные профессии и содержание профессиональной деятельности
Варианты профессионального образования
6-7 кл. бщая характеристика отраслей: строительство и архитектура
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях строительства и
архитектуры
Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- программирование и телекоммуника ии;
- строительство и архитектура
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час)
накомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей
страны Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и
перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты
профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отраслей: сервис и туризм
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в сервисе и туризме
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час)
накомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей
страны Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные
задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные профессии и содержание профессиональной деятельности
Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отраслей: искусство и дизайн
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- сервис и туризм;
- искусство и дизайн
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час)
накомство обучающихся с ролью животноводства, селек ии и генетики в
экономике нашей страны Достижения России в изучаемых, актуальные
задачи и перспективы развития
Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
сновные профессии и содержание профессиональной деятельности
Варианты профессионального образования
6-7 кл.
бщая характеристика отраслей: животноводство, селек ия и
генетика
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в изучаемых отраслях
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1
час)
накомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская
оборона» в экономике нашей страны Достижения России в этих отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития Государство как работодатель,
перспективная потребность в кадрах сновные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл бщая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская
оборона
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов
отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
бучающиеся получают задания от спе иалиста (в видеоролике или в
формате презента ии, в зависимости от технических возможностей
образовательной организа ии) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, елях и енностях профессионалов в профессии, их
компетен иях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- животноводство, селек ия и генетика;
- вооруженные силы, гражданская оборона
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год Что было самым важные и впечатляющим
Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в
урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле,
дополнительном образовании и т д )
Самоо енка собственных результатов
енка курса обучающимися, их предложения
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Раздел, тема
«Россия – мои горизонты»
Установочное занятие «Моя Россия – мои
горизонты, мои достижения»
Тематическое профориента ионное занятие
« ткрой своё будущее»
Тематическое профориента ионное занятие
«Познаю себя»
Россия аграрная: растениеводство, садоводство
Россия индустриальная: атомная
промышленность
Практико-ориентированное занятие
Россия аграрная: пищевая промышленность и
общественное питание
Россия здоровая: биотехнологии, экология
Россия безопасная: поли ия, противопожарная
служба, служба спасения, охрана
Практико-ориентированное занятие
Россия комфортная: транспорт
Россия здоровая: меди ина и фарма ия
Россия деловая: предпринимательство
Россия комфортная: энергетика
Практико-ориентированное занятие
Проектное занятие
Профориента ионное тематическое занятие «Мое
будущее»
Коли
чество
часов
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
7 «А»
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Россия индустриальная: добыча и переработка
Россия индустриальная: легкая промышленность
Россия умная: наука и образование
Практико-ориентированное занятие
Россия индустриальная: тяжелая
промышленность, машиностроение
Россия безопасная: военно-промышленный
комплекс
Практико-ориентированное занятие
Россия умная: программирование и
телекоммуника ии
Россия комфортная: строительство и архитектура
Практико-ориентированное занятие
Россия со иальная: сервис и туризм
Россия креативная: искусство и дизайн
Практико-ориентированное занятие
Россия аграрная: животноводство, селек ия и
генетика
Россия безопасная: вооруженные силы,
гражданская оборона
Практико-ориентированное занятие
Рефлексивное занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1